Главная » Статьи » Мои статьи |
МЕРЧЕНДАЙЗИНГ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
Планировка торговых площадей
Различаются
следующие виды планировки торгового зала: 1. Линейная
планировка (решетка) характерна для продовольственных магазинов с режимом
самообслуживания и представляет собой параллельные линии торгового
оборудования. Линейная планировка может быть четырех видов: продольная,
поперечная, диагональная и смешенная (рис. 2.1). Это не лучший вариант с
эстетической точки зрения, но подходит для магазинов, где покупатели планируют
совершить много необходимых покупок и знают, где расположены основные продукты
собственной "корзины" и где можно отыскать нечто необычное, чтобы
побаловать себя. Исходя из этого, частые изменения расположения групп товаров в
"решетке" представляются довольно рискованной затеей.
Планировка
торговых площадей. Тип "решетка".
Линейная
планировка торгового зала позволяет четко формировать потоки движения
покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров,
обеспечивает лучший просмотр торгового зала. В условиях линейной планировки
покупатели наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах. Изменением
длины линии регулируется сосредоточение покупателей на различных участках торгового
зала. Также к преимуществам линейной планировки следует отнести более
эффективное использование площади торгового зала. Здесь прямоугольной
конфигурации шириной 7-12 м целесообразно применять линейную расстановку с
продольным размещением оборудования. В магазинах, ширина торгового зала в
которых превышает 24 м, более эффективной оказывается смешанная расстановка
оборудования. Причем комбинация линейного продольного и поперечного размещения
требует учета многих факторов и определенного искусства. Рекомендуется
использовать длину линий островных горок не более 20 м, поскольку большая их
длина приведет к избыточному увеличению в магазине потоков покупателей и, тем
самым затруднит их движение в торговом зале. При размещении торгового
оборудования следует учитывать расположение имеющихся в помещении колонн, с
тем, чтобы они находились в пределах линий и не мешали движению
покупателей.
Решетка
экономична, так как оптимально использует торговую площадь. Но проблема состоит
в том, что она не привлекает посетителей, не всегда обеспечивает их прохождение
по всему магазину. Наверно, вы часто замечали, что в центральных проходах в
магазинах самообслуживания меньше покупателей. Связано это с тем, что человек
предпочитает двигаться по периметру. Сирил Н. Паркинсон так объясняет это
явление: "Неприязнь к центру помещенья уходит к первобытным временам.
Входя в чужую пещеру, троглодит не знал, будут ли ему рады, поэтому он был
готов прижаться спиной к стенам, а руками действовать. В центре же пещеры он
был слишком уязвим". Более половины современных покупателей действуют
точно также - обходят магазин по периметру и не заходят во внутренние ряды.
Большинство покупателей правши, поэтому шаг правой ноги немного больше, чем
левой. Соединив две эти особенности, мы получим объяснение, почему люди
движутся в магазине против часовой стрелки.
Направление
движения покупателей. Обход
по периметру - более простой, не требующий размышления маршрут. А для того,
чтобы зайти внутрь рядов, должна быть причина. Если что-то привлечет внимание -
повернет, а нет - так нет. Для того чтобы покупатель гарантированно прошел весь
магазин, используется планировка в виде петли. 2. "Трек" -
петля (синоним - боксовая планировка). Торговое оборудование размещено таким
образом, что образует петлю, по которой покупатель двигается и тем самым
вынужден обойти все отделы и посмотреть все предлагаемые товары (рис. 2.2).
Боксовая планировка используется, как правило, в крупных, например,
универсальных магазинах, где часто торговля ведется через прилавок. В таком
случае торговый зал разбит на отделы, секции, павильоны, которые изолированы
друг от друга. Тип
боксовой планировки (трек, петля) обычно представляет собой центральный проход,
к которому ведут несколько входов в маленькие секции, которые похожи на
отдельные бутики. Разновидностью петли является и произвольная планировка. Проблема
петли: если покупатель захочет повернуть назад, (что-то забыл или просто хочет
посмотреть более внимательно), ему придется двигаться навстречу общему потоку,
против часовой стрелки. Если народу много, он может предпочесть этого не
делать. Правда, как известно, сразу найти все товары и не возвращаться хотят
90% покупателей. Но между желаниями и реальностью порой существует разница.
Если вы не позаботились о привлечении внимания к товарам, приготовьтесь к
редкому встречному потоку незадачливых сыщиков и - полноводной реке
покупателей, ушедших из магазина без нужных покупок. Эту проблему можно решить
так: ·
не заставлять возвращаться - эффективно использовать указатели,
внутримагазинную рекламу и информацию; ·
не допускать мысли о том, что возвращение может быть сопряжено с проблемами -
обеспечить достаточное пространство для прохода и использовать многосторонние
указатели, видные из любого места зала.
Выставочная
планировка. Первая ассоциация, которую вызывает слово "выставочная" -
это магазин-демозал, торгующий по образцам. Однако данный тип планировки часто
встречается и в небольших магазинах, осуществляющих обслуживание через
прилавок. Торговое оборудование (стеллажи, стойки, шкафы, прилавки) просто
размещается вдоль стен. "Периметр выставки" может дополняться
островным расположением оборудования, подобно тому, как расположены скульптуры
в художественной галерее. В роли островов выступают отдельно стоящие торговые
конструкции и крупногабаритные товары, размещенные прямо на полу. Традиционно
использование выставочной планировки в магазинах светильников, предметов
интерьера, ведь многие товары там на самом деле представляют собой произведение
искусства! Многие товары предлагают осмотр с разных сторон для получения
полного впечатления об их свойствах.
И,
например, на диване вам захочется, и посидеть, а торшер - включить.
Специализированное оборудование (насосы, компрессоры) и электроинструмент
просто необходимо обойти со всех сторон: проверить, как расположены места
соединения и крепления. В основных застекленных конструкциях прекрасно
смотрится посуда, которую навряд-ли попросите продавца дать вам в руки. В
магазинах (отделах) обуви и головных уборов место в центре часто отводится для
примерки. Примером
выставочной планировки служат магазины "Характер", "Галерея
искусства"
Смешанная
планировка позволяет уйти от однообразия и подчеркнуть различия отделов в
крупных магазинах. Устав от строевого шага вдоль рядов, покупатель с
удовольствием отдохнет у прилавка или в уютном бутике. При использовании
комбинаций планировки (часть оборудования расположена продольно, часть
поперечно и диагонально) очень важно позаботиться об указателях и знаках, чтобы
совершение покупок не обернулось для покупателя кошмаром в лабиринте. Залезая
внутрь лабиринта, он должен представить себе картину, как будет двигаться
дальше. А вы только представьте, какое количество информации покупатель должен
держать в голове! Ведь надо, во-первых, не забыть купить все, зачем пришел,
во-вторых, принимать множество решений о выборе марки, в-третьих, переваривать
новые сообщения о товарах и скидках. Не забудьте и про суммирование цен и
сопоставление объема покупок с содержимым кошелька. Так что, если покупатель
будет еще и думать о том, как ему двигаться, неудивительно, что он склонится в
пользу электронных магазинов. Данный
вид планировки мы можем встретить в торговом доме "На Немиге".
Произвольная
планировка. К "петле" ее относят потому, что при расположении
оборудования обязательно учитывается направление движения покупателей.
Произвольная
планировка является самой дорогой, используется в небольших магазинах, а также
в бутиках в рамках крупных торговых центрах. Здесь царит расслабленная
атмосфера, что способствует поощрению покупателя к покупке. Роль стимула,
подгоняющего покупателя ходить по магазину, исполняют продавцы. Направления
движения покупателей ничем не ограничены, люди могут свободно переходить с
одного участка зала на другой, подходить к стеллажам, прилавкам, витринам,
осматривать товар в любой последовательности. Большинству покупателей нравится
именно свободная планировка, так как они предпочитают чувствовать себя в
магазине непринужденно.
Композиция в выкладке товаров, восприятие форм
и объемов. По
использованию пространства композиции делятся на следующие виды:
1.
Плоскостная композиция организуется только в одной плоскости, товар
выкладывается на прилавки или вдоль стены. Все ритмы и элементы носят декоративный
характер. Композиция практически минимально использует объем и глубину. Но сама
плоскость может иметь криволинейное очертание в плане. Композиция главным
образом развивается по двум пространственным осям: высоте и ширине.
2.
Объемная композиция полноценно использует все три пространственные оси: высоту,
ширину и глубину. Такой вид композиции наиболее часто встречается.
3.
Пространственная композиция также использует высоту, ширину и глубину. При этом
виде композиции глубина получает преобладающее значение.
Важно
помнить математические аспекты выкладки товара: квадратичную и кубическую
функции. Для увеличения площади выкладки в два раза осевые размеры необходимо
увеличить в 1,4 раза; в 4 раза - в 2; в 9 раз - в 3. Увеличение осевых размеров
в 2 раза при объемной композиции даст увеличение объема выложенных товаров в 8
раз, в 3 раза - в 27 и т.д. Чтобы увеличить объем представленных товаров почти
в 3,5 раза нужно увеличить линейные размеры всего в 1,5 раза!
Композиции
могут быть симметричными и асимметричными:
1.
Симметричная - базируется на устойчивом равновесии составляющих элементов
(симметричные архитектурные объекты и геометрические орнаменты, строение
некоторых минералов). Симметричная композиция с элементами асимметрии -
равновесие с элементами динамики (такой тип композиции присущ человеческому
телу и большинству животных).
2.
Асимметричная - основана на динамическом равновесии, динамика одного элемента
уравновешивается динамикой другого (характерен для растительного мира и большинства
объектов неживой природы). Асимметричная композиция с элементами симметрии -
симметричные сами по себе элементы находятся в динамическом равновесии (летящая
под углом к горизонту ракета, кораллы и цветы).
Композиции
с размещением в центре самого крупного или самого мелкого элемента иногда
называют соответственно "мажорной" или "минорной"
выкладкой. Скорее всего, что этот термин ввел кто-то из производителей, отразив
свою печаль по поводу "увода" взгляда покупателя от своего
корпоративного блока к товарам конкурентов. Торговцу-то все равно: и полки все
свои, и прибыль важна общая.
Ритм
в выкладке - это определенное повторение товаров сходного размера и других
элементов (ценников) с соблюдением равного расстояния между ними. Ритмичность
также помогает создать ощущение порядка, но при отсутствии акцентов делает
полки скучными.
Формируя
ту или иную композицию, можно акцентировать внимание на определенной зоне общей
формы. Овал концентрирует внимание на том, что изображено или расположено в
центре, а любые грани и углы являются активными зонами. В особенности внимание
акцентируют острые углы, например, у треугольника. Поэтому вполне возможно, что
композиция на полке виде пирамиды (с фасада она прочитывается как треугольник),
сделает более значимым товар, расположенный у основания в углах, а не в центре.
Для
эффективной рекламы товаров и распространения информации в магазине можно
использовать рекламные витрины в торговом зале.
Они
подразделяются на следующие виды:
1.
Текстово-цветовые витрины имеют лишь рекламные тексты и различных цветов
геометрические фигуры, фактурный или диффузный фон. 2.
Товарно-декоративные витрины представляют собой сочетание товаров и
декоративных элементов. 3.
Сюжетные витрины применяют сюжеты сказок и мультфильмов (в магазинах товаров
для детей), жанровые сцены (лыжники, деловые люди, влюбленные - в магазинах
одежды и спортивных товаров). 4.
Тематические витрины посвящаются специальным предложениям, новинкам и
праздникам.
Рекламная
выкладка товаров решает три задачи:
§
Информирует покупателей об имеющихся в продаже товарах; §
Знакомит их с качеством, способами применения и особенностями товара; §
Напоминает о сопутствующих товарах. В
соответствии с задачами можно выделить и три основных вида: 1.
Информационная выкладка. Большое место отводится информации - проспектам и
плакатам с техническими характеристиками. 2.
Выкладка - консультация. Акцент делается на возможностях применения товара. 3.
Выкладка - напоминание. Создается образ товара, преобладают фотографии и
картинки и рекламные призывы. 2.3.
Привлечение внимания с помощью цветовых решений. Наиболее
сильным раздражителем является оранжевый цвет. Далее следует желтый,
красный, зеленый, темно-красный и пурпурный. Яркий теплый желтый цвет лучше
других подходит для наклеек на полки и сообщения о распродажах и новых товарах.
На нем хорошо читается текст, а по воздействию он намного эффективнее
привычного белого. Наименьшее раздражающее воздействие свойственно холодным и
нейтральным цветам - голубому, зелено-голубому, и фиолетовому разных оттенков.
Раздражающие цвета пригодны для окраски только небольших поверхностей
помещений, спокойные - для окраски большой плоскости.
Привлечь
внимание к группе товаров контрастных цветов:
·
помещать рядом упаковки контрастных цветов; ·
размещать в центре группы товаров, упаковка которых сама использует наиболее
сильные контрасты; ·
располагать товар на контрастном фоне. Схематическое
изображение основных и второстепенных контрастов носит название
"треугольник Делакруа". Три цвета образуют самые сильные контрасты
друг с другом: желтый - красный - синий.
Несколько
более слабые контрасты дают сочетания оранжевого, фиолетового и зеленого
цветов. Принцип контрастности применим не только к спектральным цветам, но и к
смешенным, но там он работает менее интенсивнее.
При
расстановке акцентов в общей массе товаров на полках следует учитывать границы
поля зрения покупателя. Лучше расположить акценты так, чтобы не осталось
товаров, не попадающих в поле зрения. (Это относится, в основном, к магазинам и
отделам с обслуживанием через прилавок, где покупатель не может подойти поближе
и осмотреть товар с разных сторон.) Ведь надо, чтобы покупатель увидел все,
правда! В шкафах и на стеллажах так расставить акценты несложно. Достаточно
помещать выделяемый товар в центр каждой полки. Застекленные прилавки-витрины
требуют большого внимания. Для
дополнительного привлечения внимания покупателей можно использовать местное
освещение или подсветку. За большое время существования ритейла выработались
определенные практики применения различных светофильтров. Так, для подсветки
мясных и колбасных изделий используют зеленый или розоватый светофильтр, для
кондитерских изделий - белый теплый цвет, для рыбы - желтый. В овощных секциях
обычно применяются лампы дневного света голубовато-белого оттенка. Источник: http://СМИ | |
Просмотров: 1435 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | |
---|---|
|
Поиск |
---|
Вход на сайт |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |